Статья # 1. Сказки Германа Гессе, которые стоит прочитать.
Сегодня я хочу посоветовать Вам три чудесные сказки Германа Гессе. Эти маленькие произведения находятся в тени его знаменитых романов и повестей, из-за чего многие их просто не замечают, — и очень жаль, ибо такие короткие истории могут поразить воображение не меньше, чем огромные тексты!
В своей небольшой статье я расскажу моим дорогим читателям о произведениях, которые ярко демонстрируют, что такое «магия книги» в творчестве Германа Гессе.
Первая сказка — под названием «Август» — повествует о судьбе необычного мальчика. Ещё до рождения он остался без отца, и поэтому Элизабет — его одинокая мама — готовилась воспитывать сына без мужа. Единственный человек, который был знаком с овдовевшей женщиной — это старичок Бинсвангер, живущий в соседнем доме. Про него мало что было известно, он редко выходил из дома, а по ночам, когда на улице становилось тихо, из его дома доносилась прекрасная музыка, из-за чего дети, шагающие мимо, спрашивали у своих матерей: «Неужели там поют ангелы или, быть может, русалки?»
Прошло время и Элизабет почувствовала, что ей пора рожать в одиночестве, ибо на улице не было ни единой души. Однако ночью к ней пришла старуха с фонарём и помогла женщина разрешиться от бремени. И когда младенец появился на свет, Элизабет узнала, что старуху прислал господин Бинсвангер.
Набравшись сил после родов — во многом благодаря старухе, которая готовила еду матери и пеленала младенца — Элизабет решила крестить новорождённого и, в честь погибшего отца, назвать его Августом. Но поскольку у женщины совсем не было знакомых, она предложила господину Бинсвангеру стать крёстным отцом для её малыша.
И вот, когда всё было сделано, после небольшого застолья старичок Бинсвангер попросил Элизабет придумать для Августа какое-нибудь пожелание — но только одно! — а он любезно сделает так, чтобы оно исполнилось. Однако есть одно условие: загадывать нужно именно в тот момент, когда в доме старичка будет играть чудесная музыка, — та самая музыка, которая будоражила воображение детей.
Элизабет долго думала, что же пожелать своему любимому мальчику; ночью заиграла та самая музыка, а она всё никак не могла выбрать, что же важнее для её сыночка. И в то самое мгновения, когда музыка стихла, а женщина испугалась, что упустила свой шанс, она сказала первое, что ей пришло в голову, — она пожелала, чтобы все любили её маленького Августа…
«Она тяжело вздохнула, наклонилась над малышом и шепнула ему на ушко: «Сыночек мой, я тебе желаю, я желаю тебе…» — и когда прекрасная музыка, казалось, совсем уже стихла, она испугалась и быстро проговорила: «Желаю тебе, чтобы все-все люди тебя любили».
Отныне все — взрослые и дети, мальчики и девочки — испытывают к нему только тёплые чувства: никто его не ругает, никто ему ни в чём не отказывает. Мальчик получает всё, что ему нужно, — но сможет ли он, оказываясь вечно в центре внимания, властвуя над другими людьми, сам остаться хорошим человеком? И другой, не менее важный вопрос: сможет ли Август сам полюбить кого-нибудь в своей жизни?
Ответы мой дорогой читатель найдёт в этой прекрасной сказке. В отличие от многих произведений Германа Гессе, «Август» очаровывает не своими подтекстовыми схемами, а лёгким повествованием, необычными сюжетными поворотами и красивым финалом. Я горячо советую эту сказку каждому, — особенно тем, кто не знаком с творчеством Германа Гессе и думает, с чего бы начать.
Вторая сказка называется «Странная весть о другой звезде». В ней Герман Гессе рассказывает увлекательную историю о людях, которые спокойно жили на своей звезде, пока их провинцию не поразило ужасное землетрясение: оно разрушило деревни, лесные угодья, плантации, сады и пашни, — но — что самое горькое! — оно унесло жизни многих людей и животных. Погибших было очень много, их не могли хоронить, так как на звезде почти не осталось цветов, — а старые обычаи требовали при погребении украшать покойников цветочными нарядами.
Старейшина провинции — посоветовавшись с гражданами — решил, что нужно перенести умерших к храму Солнца, чтобы их останки хорошо сохранились, а затем отправить посла к королю, который здравствует на другой стороне звезды, и попросить у него столько цветов, сколько потребуется, чтобы почтить память каждого, кто умер во время недавнего происшествия.
Перед людьми встаёт вопрос: кого лучше отправить на такое ответственное задание?
«Но кто же будет нашим посланцем? Он должен быть юн и крепок, ведь перед ним долгий путь, и ему надо дать лучшего коня. Наш посланец должен быть также хорош собой и светел сердцем, и чтобы этот свет был виден в глазах его, тогда и король поймет его сердцем. Ему не придется тратить много слов, глаза могут сказать больше. Лучше послать человека совсем еще юного, самого пригожего отрока общины. Хватит ли, однако, у него сил на такое путешествие? Вот теперь вы помогите мне, друзья мои. И если кто-то из вас возьмется за это поручение или если вы найдете такого, дайте мне знать».
Они выбирают шестнадцатилетнего юношу, отыскивают для него лучшего коня и — благословив на дорожку — отправляют к королю. По дороге он случайно находит старинный храм, а внутри него — алтарь, посвящённый какому-то неизвестному божеству.
Здесь юноша встречает огромную птицу, которая предлагает ему помощь. Главный герой — доверившись птице — садится на неё, — и она уносит юношу в неизвестные дали…
Куда птица унесла юношу? Как это путешествие повлияет на него? Ответы Вы найдёте в самой сказке. Эта очень интересная и символическая история отражает взгляды Германа Гессе на Первую мировую войну.
Третья сказка называется «Ирис». В ней мы узнаем историю мальчика по имени Ансельм, — что означает «защищающий бога», — который живёт вместе со своей мамой и проводит много времени в её цветочном саду, нежится на лоне природы и познаёт окружающий мир.
«Ансельм беседовал с бабочками и с речными камешками, в друзьях у него были жук и ящерица, птицы рассказывали ему свои птичьи истории, папоротники показывали ему собранные под кровлей огромных листьев коричневые семена, осколки стекла, хрустальные или зеленые, ловили для него луч солнца и превращались в дворцы, сады и мерцающие сокровищницы. Когда отцветали лилии, распускались настурции, когда вянули чайные розы, темнели ягоды ежевики, все менялось, всегда пребывало и всегда исчезало, и даже те тоскливые, странные дни, когда ветер холодно шумел в ветвях ели и по всему саду так мертвенно-тускло шуршала увядшая листва, приносили новую песенку, новое ощущение, новый рассказ, покуда все не поникало и под окном не наметало снега; но тогда на стеклах вырастали пальмовые леса, по вечернему небу летели ангелы с серебряными колокольчиками, а в сенях и на чердаке пахло сухими плодами. Никогда не гасло в этом приветливом мире дружеское доверие, и если невзначай среди черных листьев плюща вновь начинали сверкать подснежники и первые птицы высоко взлетали в обновленную синюю высь, все было так, как будто ничто никуда не исчезало. Пока однажды, всякий раз неожиданно и всякий раз как должно, из стебля сабельника не выглядывал долгожданный, всегда одинаково синеватый кончик цветка».
Среди этого сада он особенно выделял один цветок — голубой сабельник, он же голубой ирис. Для мальчика он был самым любимым цветком, ибо — как чувствовал Ансельм — он содержал в себе какую-то глубокую тайну всего мира.
Но время быстро пролетело, Ансельм подрос и охладел к своим детским увлечениям: цветы перестали его радовать так, как раньше, птицы запели новые песни, которые ему совсем не понравились, бабочки, ранее красивые и прекрасные, теперь потеряли своё обаяние…
Ансельм планирует своё будущее, покидает родной дом, взрослеет, хоронит свою старую мать…
И однажды, спустя долгое время, он встречают девушку со знакомым именем Ирис, и предлагает ей своё сердце. А она — не принимая и не отвергая любовь Ансельма — таинственно говорит ему:
«Ты часто говорил мне, что всякий раз, как произносишь мое имя, чувствуешь, будто тебе напоминают о чем-то забытом, но что было тебе важно и свято. Это знамение, Ансельм, это и влекло тебя ко мне все эти годы. И я тоже полагаю, что ты в душе потерял и позабыл нечто важное и святое, и оно должно пробудиться прежде, чем ты найдешь счастье и достигнешь своего предназначения. Прощай, Ансельм! Я протягиваю тебе руку и прошу тебя: ступай и постарайся отыскать в памяти, о чем напоминает тебе мое имя. В день, когда ты вновь это найдешь, я согласна стать твоей женой и уйти, куда ты захочешь, других желаний, кроме твоих, у меня не будет».
И теперь у Ансельма новая цель: найти ключ от сердца своей возлюбленной. Как далеко наш герой сможет зайти? Насколько тернистым окажется его путь? Об этом мой дорогой читатель узнает в самой сказке, которую Герман Гессе считал лучшей из всех, что ему удалось написать.